Патриотическое
воспитание младших дошкольников через воспитание любви к родному краю.
Представление
о Родине, воспитание любви к ней, преданности, ответственности, гордости за неё начинается у детей с картинки,
слышимым ребенком музыки, окружающей его
природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается,
совершенствуется.
Основные
направления деятельности детского сада по реализации регионального компонента: изучение
национальных традиций и обычаев, воспитание уважения к прошлому своего народа,
знакомство с народными играми, праздниками; воспитание любви к природе родного
края и его обитателям, любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения родного
языка.
Патриотическое
воспитание подразумевает использование народного опыта непосредственно в жизни
детей, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их
родителями, близкими, сотрудниками детского сада.
В
младшей группе детям еще трудно себе представить, что такое город, страна. К
жизни своей страны малыши приобщаются во время проведения праздников или каких
– либо общественных событий. Поэтому обращаем внимание детей на празднично
украшенные улицы, оформляем группу к праздникам, а после них беседуем с детьми,
спрашиваем, где они были с родителями, что видели.
Большая
работа проходит в книжном уголке, куда помещаем иллюстрации о природе России, о
главной достопримечательности родного города. Рассматривая иллюстрации,
повторяем с детьми название города, страны. В младшей группе детей начинаем
приобщать к русской культуре, рассказываем им русские народные сказки, читаем
потешки, прибаутки, слушаем русские народные песни, играем в народные игры,
рассматриваем предметы народно – прикладного искусства (матрешки, пирамидки),
играем с ними. Инсценируем с детьми русские народные сказки.
На
НОД по продуктивной деятельности дети делают аппликацию, рисуют шары, флажки, разноцветные огоньки,
которыми украшают город к празднику. Постепенно подводим детей к пониманию того, что дети, хоть и маленькие,
но тоже жители города и страны.
Духовный,
творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому
другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается
индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не
будучи патриотами сами, мы, педагоги, не
сможем и в ребёнке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не
навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Закончить
выступление хочется словами Д.С.
Лихачёва «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди
других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством,
литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших
памятниках, литературе, языке, живописи…Народные традиции сохранятся, если мы
будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний.