Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A A AВключить версию для слабовидящих Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A A AВключить версию для слабовидящих Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
 
Суббота
18.05.2024
07:45
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Детский сад №11 г.Калининска Саратовской области
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Версия для слабовидящих   
Меню сайта

Категории раздела
Районный семинар для заведующих ДОУ [0]
Выступлении на методическом объядинении [2]
Ишкова Т.В

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117

Главная » Статьи » Выступлении на методическом объядинении

Выступление на районном методическом объединении воспитателей Калининского МР на тему: «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольног
Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. Развитие ребенка в дошкольном возрасте связано с его способностями – такими индивидуально психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в какой-либо деятельности. Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Исследователи считают, что познавательные способности являются одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательные способности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой познавательного развития ребенка. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Дидактические игры способствуют: - развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющихся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; -развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения. - развитию речи детей: пополнению и активизации словаря. - социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д. Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль. Проведение дидактических игр включает: 1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). 2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3. Показ игровых действий. 4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием). 5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Виды дидактических игр: 1. Игры с предметами (игрушками) . 2. Настольно-печатные игры. 3. Словесные игры. В детском саду важным моментом для детей подготовительной группы является сам факт прохождения последнего дошкольного этапа жизни. Несмотря на то что школа пока привлекает детей лишь внешней атрибутикой, в дальнейшем в совместной учебной деятельности учитель представит им новое содержание учебных предметов. Поэтому направляю свои усилия на главные звенья подготовки к школе: развиваю произвольности поведения, повышаю интеллектуально- творческую активность детей, выражающейся в стремлении познать новое, в овладении способами познавательной деятельности, умении преобразовывать, варьировать – то есть творить, действовать самостоятельно, инициативно, иметь свою точку зрения на происходящее, воспринимать мнение другого. На развитие внимания применяю игры: «Кто и что перепутал», «Летает не летает», «Тут что-то не так», «Повторяй за мой». Они развивают усидчивость, концентрируют внимание. Дидактические игры «Покажи с помощью цифры» и другие знакомят детей с новыми для них заданиями, учат проявлять смекалку, развивают сообразительность. В дидактических играх закрепляются полученные знания и умения; развивают восприятие, мышление, память, внимание. Игры «Дорисуй», «Отгадай», «Узнай предмет», «Придумай сам», «Запомни», «Что было на картине», «Корзинка», «Опиши по памяти», «Сложи узор» эти игры способствуют развитию памяти, восприятия, логическому мышлению сосредоточенности. По речевому развитию: «Речевая тропинка», «По аналогии», «Дополни предложение», «Придумай небылицу», «Русские народные сказки», «Алфавит», «Я читаю и считаю». В этих играх дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предмет, отгадывают по описанию, сами придумывают рассказы с включением небылиц. По ФЭМП подбираю игры, требующие умственного напряжения. Это такие игры: «Четвёртый лишний», «Отгадай-ка», «Найди в рисунке отличия», «Найди фигуру», «Найди такую же фигуру», «Что перепутал художник», «Помоги зайчику дойти до дома», «Знакомство с цветом и формой», «Найди ошибку», «Назови число», «Назови соседа». Данные игры систематизируют знания, развивают мыслительные процессы, сообразительность, умение ориентироваться в пространстве, настойчивость и терпение, развивают внимание, образную и смысловую память, математические способности, мелкую моторику рук, закладывают основы логического мышления. Во врем подготовки к дидактической игре особенно внимательно продумываю все тонкости ведения игры, учитываю реакцию детей, эффективность созданных условий, а также рассчитываю продолжительность игры. Организуя игры, использую разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступаю в качестве прямого участника игры и незаметно для детей направляю игру, поддерживаю их инициативу или не включаюсь в игру, а со стороны слежу за развитием игровых действий, выполнением правил. В играх детей подготовительной группы значительно усложняю дидактический материал, который предлагаю им в виде карт, чертежей, рисунков и схем – наглядных пространственных моделей. (игра «Найди клад») Для создания соответствующего игрового настроения рассказываю о каком-либо событии, использую различные сюрпризные моменты, элементы соревнования, загадки, путешествие в сказку и многое другое. Игры провожу в групповой комнате, в зале, на участке и т.д. Этим обеспечивается более широкая двигательная активность детей, разнообразные впечатления. Применяю в работе с детьми различные дидактические игры: игры-путешествия, презентации, электронные. Подача информации, на экране или мониторе компьютера, в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Организуя работу по развитию познавательной активности, применяю не только специально изготовленные игры, но и обычные предметы, чтобы ребенок увидел, что реальный мир не существуют сам по себе. Дидактические игры, связанные с темой Родины, России, с воспитанием чувства долга перед людьми, защищавшими нашу землю в разные времена, тщательно продумываю и провожу без спешки, так как в этом возрасте детям доступны глубокие переживания, серьезные намерения, обдуманные поступки. На воспитателя возлагается особая миссия: систематизируя имеющиеся знания и восполняя пробелы в знаниях, подходить к заданным вопросам неформально, проявлять свои глубокие убеждения и гражданские чувства, быт убедительным. Можно провести с детьми дидактические игры «Кто плавает, кто летает», «Назови улицу», «Символика России», «Наша Родина». Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. Поэтому считаю важным просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения. Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. В связи с этим использую разные формы работы с родителями. Это и собрания нетрадиционной формы поведения, и консультации для родителей («Игры для развития логического мышления в детском саду и дома», «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»), памятки для родителей, которые помогают правильно подобрать и использовать дидактические игры дома. («Подбери слова», «Какой звук потерялся?», «Имена», «Начало и конец») Игра «Сделай так» Для развития восприятия детей 4-6 лет можно предложить следующие задания:1. По образцу построить из кубиков такое же строение. 2. По образцу нарисовать узоры. Игра «Найди такой же предмет». Предназначена для детей 4-6 лет. Ребенку предлагаются картинки: отдельно нарисованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено по времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: Поставим перед детьми ярко окрашенный предмет и предложим им рассмотреть его. Затем закрываем глаза, убираем предмет, и просим вспомнить и назвать все его детали. Затем достаем предмет и смотрим, какие детали мы не назвали. Нарисуем этот предмет по памяти. В подготовительной к школе группе дидактическая игра становится одной из важнейших ступенек подготовки детей к школе. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций и развивают познавательные способности детей. Стараюсь, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Категория: Выступлении на методическом объядинении | Добавил: Elena (23.09.2019) | Автор: Зибарева Людмила E
Просмотров: 287 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Независимая оценка

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz